Святыни собора
Святыни собора
Образ "Господь Вседержитель"
Главной святыней Князь-Владимирского собора является уникальный образ-витраж с изображением благословляющего Иисуса Христа, держащего в руках раскрытое Евангелие — символ живого слова Божьего, источника вечной истины и духовного просвещения. На обратной стороне иконы сохранилась табличка с точной датой его создания: «сооружен 24 декабря 1910 года князем П. С. Оболенским-Нелединским-Мелецким».

Этот образ, прекрасный по композиции и изысканному мастерству исполнения, находится на горнем месте в главном алтаре собора, венчая архитектурный ансамбль святого пространства. В моменты богослужения, когда царские врата открыты, свет, проникающий сквозь витраж, словно оживляет лик Спасителя, создавая яркое свидетельство Его реального и живого присутствия среди верующих.
Казанская икона Божией Матери
В нашем соборе хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери — один из древнейших и самых почитаемых образов. Этот святой лик написан по образцу знаменитой Казанской иконы из Казанского кафедрального собора.
В годы тяжёлых испытаний, особенно в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, перед этим образом возносились особые молитвы о защите и помощи. В 1940 году, незадолго до начала войны, икона была перевезена из Казанского собора в Князь-Владимирский, где она оставалась на протяжении всего страшного периода блокады, укрепляя веру и надежду многих жителей города.
В 1949 году, в знак благодарности за помощь в тяжёлые годы, верующие собрали средства на изготовление новых киотов для Казанской иконы и иконы Божией Матери «Скоропослушница», чтобы увековечить память о заступничестве и поддержке.
До сегодняшнего дня перед Казанской иконой Божией Матери в Князь-Владимирском соборе возносятся молитвы, и многие верующие находят здесь духовное утешение, поддержку и силу в своих жизненных испытаниях.

Мощи священноисповедника Михаила Союзова
В стенах Князь-Владимирского собора покоятся святые мощи священноисповедника Михаила Союзова (1869-1922), который с 1919 по 1922 год был настоятелем нашего храма. Протоиерей Михаил пострадал за верность Христу и Церкви - был арестован в мае 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей и отошел ко Господу 19 октября 1922 года в тюремной больнице.
Отец Михаил был погребен на Смоленском кладбище до 22 декабря 2022 года, когда состоялось обретение его честных мощей и их торжественное перенесение в родной для святого Князь-Владимирский собор, где некогда звучала его молитва и проповедь.
Ныне верующие имеют возможность поклониться мощам исповедника веры и просить его святых молитв перед престолом Божиим. Память священномученика Михаила совершается 6 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Елизаветинское Евангелие
Напрестольное Евангелие, хранящееся в нашем храме, — подлинный шедевр церковного искусства XVIII века. Созданное в 1759 году во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, оно поражает не только своим внушительным размером — 76 на 53 сантиметра — но и тонкостью художественного исполнения.
В центральной части оклада находится икона Воскресения Христова, символизирующая победу Жизни над смертью, свет Христовой Пасхи, который во все времена вдохновляет верующих. По углам же расположены образы четырёх Евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — чьи живые свидетельства составляют основу христианской веры.
Особое внимание привлекает оборотная сторона Евангелия, украшенная изображениями трёх великих святых: Николая Чудотворца, Александра Невского и Князя Владимира, крестителя Руси и духовного покровителя собора.
Елизаветинское Евангелие занимает почётное место в богослужебной жизни собора: оно традиционно читается во время самых торжественных служб — Рождественской и Пасхальной.


Икона нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
В Успенском приделе Князь-Владимирского собора пребывает чтимая икона Нерукотворного Образа Спасителя, перенесенная из домового храма святой равноапостольной царицы Елены, закрытого в советское время.
Икона, переданная в Князь-Владимирский собор в XX веке, стала зримым свидетельством мученического подвига и преемства православной веры в Петербурге.
На ней изображен только лик Христа, что символизирует главенство души над телом.

Перед этим образом совершаются молитвы о сохранении чистой веры, о стойкости в испытаниях, а также о всех тех, кто пострадал за Христа в годы гонений.



Икона Божией Матери "Cкоропослушница"
Икона Божией Матери «Скоропослушница» была принесена на российскую землю со Святой горы Афон в 1880-х годах и помещена в часовне на 2-й Рождественской улице Санкт-Петербурга. Во время пожара, случившегося в часовне, икона чудесным образом осталась совершенно невредимой, несмотря на охватившее здание пламя. Это было воспринято верующими как явное знамение Небесного покрова Пречистой Девы.
С 1938 года икона обрела свой новый дом в Князь-Владимирском соборе, где с того времени непрерывно пребывает и почитается как чудотворная. Люди приходят к Пресвятой Богородице в скорбях и болезнях, в жизненных испытаниях и смятениях — и получают утешение и помощь.
Название иконы — «Скоропослушница» — означает Ее благодатную готовность быстро услышать и ответить на молитву, как Мать слышит зов своего чада. Эта особая близость Богородицы к молящемуся сердцу чувствуется в соборе особенно глубоко: регулярно совершается акафист перед Ее честным образом, и немало людей свидетельствуют о дарованной помощи, исцелении и укреплении в вере.
Икона святого благоверного великого князя Александра Невского
Образ святого благоверного князя Александра Невского, написанный в 1930 году архидиаконом Александро-Невской лавры священномучеником Серафимом (Вавиловым), является не только иконописным произведением, но и духовным свидетельством времени. Иконография образа напоминает о постигших в годы лихолетья испытаниях: кресты храмов вынесены на тёмный фон рамы, на башнях — красные флаги, символы утраты святыни и торжества безбожия. Всё это окружает образ князя, как знамение времени скорби, в которое и был создан этот святой лик.
Святой князь Александр Невский прославился как великий воин, мудрый государственный деятель и ревностный хранитель православной веры. Он с честью отразил натиск шведских захватчиков на Неве в 1240 году и в 1242 году одержал знаменитую победу над рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера. Помимо ратных подвигов святой князь просиял подвигом веры — смиренно приняв игуменский схимнический чин в конце жизни, он явил пример подлинного служения Богу и Отечеству.
Этот образ Александра Невского — напоминание о духовной стойкости, смирении и верности Богу даже в самые тёмные времена, когда, казалось бы, внешне торжествует зло, но в сердцах верных сильна надежда на Господа.
Распятие с предстоящими Божией Матерью и св. апостолом Иоанном Богословом
В Князь-Владимирском соборе с благоговением хранится Крест с предстоящими — Божией Матерью и святым апостолом Иоанном Богословом. Этот образ, установленный в храме в 1894 году, представляет собой традиционное и глубоко символическое иконографическое изображение Распятия Господа Иисуса Христа, при котором присутствуют самые близкие Ему люди — Пречистая Матерь и возлюбленный ученик.
Данный образ являет собой живое выражение любви, скорби и надежды. Божия Матерь предстоит в молитвенном безмолвии, а святой апостол Иоанн — как образ верной ученической любви, стоящей у Креста до конца. Этот сюжет глубоко почитаем в православной традиции как выражение сопереживания страданиям Христовым и молитвенного участия в Тайне спасения.
Перед этим Крестом в нашем соборе возносятся молитвы в дни Великого поста, в дни особой скорби и личных испытаний. Верующие обращаются к Распятому Христу с прошением о прощении грехов, укреплении, мире и утешении, созерцая предстоящих у Креста — как свидетелей совершившегося искупления и как образец любви, верности и преданности Богу.
Икона Серафима Саровского Чудотворца
В нашем храме хранится особый образ — икона преподобного Серафима Саровского, чудотворца всея России, созданная в память о его прославлении. Торжественное чествование святого состоялось летом 1903 года при огромном стечении народа и духовенства. На этом событии, по преданию, присутствовал сам государь Николай II с семьей.
В тот же год, 20 декабря 1903 года, в Князь-Владимирском соборе состоялось торжественное принесение и освящение большого образа преподобного Серафима, написанного талантливым петербургским иконописцем Александром Ивановичем Резцовым. Он был известен как мастер, сочетавший строгость византийского канона с живым, проникновенным духом русского иконописания.
Икона выполнена в житийном стиле — центральный образ преподобного окружен десятью клеймами, из которых девять рассказывают о главных событиях жизни великого старца: его молитвенных подвигах, затворе, нападении разбойников, дивной встрече с Богородицей, и мирной кончине. Десятое клеймо — келейный образ Пресвятой Богородицы, перед которым Серафим совершал ежедневную молитву и получал утешение.
Эта икона являет свидетельство любви русского народа к святому, просиявшему в смирении, тишине и всепрощающей любви. Перед образом преподобного Серафима и сегодня возносятся молитвы о душевном мире, помощи во благих делах и разрешении трудных ситуаций.

Икона святого мученика Уара
Один из чтимых образов нашего собора — икона священномученика Уара, христианского воина, пострадавшего за веру в начале IV века в Египте. Этот святой особенно почитаем в Православной Церкви как заступник за умерших некрещеными, особенно за младенцев.
Святой Уар принял мученическую кончину во времена гонений при императоре Максимиане. Несмотря на служение в римской армии, он исповедовал Христа и пострадал после того, как отказался участвовать в языческих жертвоприношениях. История его жизни проникнута глубокой верой, состраданием и самоотверженностью.
Перед образом священномученика Уара в нашем соборе возносятся молитвы с прошениями о погибших, о душах, умерших без крещения, и о тех, кто не был приобщен к Церкви, но при этом носил в сердце искренний поиск Бога.
Образ "Господь Вседержитель"
Главной святыней Князь-Владимирского собора является уникальный образ-витраж с изображением благословляющего Иисуса Христа, держащего в руках раскрытое Евангелие — символ живого слова Божьего, источника вечной истины и духовного просвещения. На обратной стороне иконы сохранилась табличка с точной датой его создания: «сооружен 24 декабря 1910 года князем П. С. Оболенским-Нелединским-Мелецким».

Этот образ, прекрасный по композиции и изысканному мастерству исполнения, находится на горнем месте в главном алтаре собора, венчая архитектурный ансамбль святого пространства. В моменты богослужения, когда царские врата открыты, свет, проникающий сквозь витраж, словно оживляет лик Спасителя, создавая яркое свидетельство Его реального и живого присутствия среди верующих.

Казанская икона Божией Матери
В нашем храме хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери — один из древнейших и самых почитаемых образов. Этот святой лик написан по образцу знаменитой Казанской иконы из Казанского кафедрального собора.
В годы тяжёлых испытаний, особенно в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, перед этим образом возносились особые молитвы о защите и помощи. В 1940 году, незадолго до начала войны, икона была перевезена из Казанского собора в Князь-Владимирский, где она оставалась на протяжении всего страшного периода блокады, укрепляя веру и надежду многих жителей города.
В 1949 году, в знак благодарности за помощь в тяжёлые годы, верующие собрали средства на изготовление новых киотов для Казанской иконы и иконы Божией Матери «Скоропослушница», чтобы увековечить память о заступничестве и поддержке.

До сегодняшнего дня перед Казанской иконой Божией Матери в Князь-Владимирском соборе возносятся молитвы, и многие верующие находят здесь духовное утешение, поддержку и силу в своих жизненных испытаниях.

Мощи священноисповедника Михаила Союзова
В стенах Князь-Владимирского собора покоятся святые мощи священноисповедника Михаила Союзова (1869-1922), который с 1919 по 1922 год был настоятелем нашего храма. Протоиерей Михаил пострадал за верность Христу и Церкви - был арестован в мае 1922 года по делу об изъятии церковных ценностей и отошел ко Господу 19 октября 1922 года в тюремной больнице.

Отец Михаил был погребен на Смоленском кладбище до 22 декабря 2022 года, когда состоялось обретение его честных мощей и их торжественное перенесение в родной для святого Князь-Владимирский собор, где некогда звучала его молитва и проповедь.

Ныне верующие имеют возможность поклониться мощам исповедника веры и просить его святых молитв перед престолом Божиим. Память священномученика Михаила совершается 6 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Елизаветинское Евангелие
Напрестольное Евангелие, хранящееся в соборе, — подлинный шедевр церковного искусства XVIII века. Созданное в 1759 году во времена правления императрицы Елизаветы Петровны, оно поражает не только своим внушительным размером — 76 на 53 сантиметра — но и тонкостью художественного исполнения.
В центральной части оклада находится икона Воскресения Христова, символизирующая победу Жизни над смертью, свет Христовой Пасхи, который во все времена вдохновляет верующих. По углам же расположены образы четырёх Евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна, — чьи живые свидетельства составляют основу христианской веры.
Особое внимание привлекает оборотная сторона Евангелия, украшенная изображениями трёх великих святых: Николая Чудотворца, Александра Невского и Князя Владимира, крестителя Руси и духовного покровителя собора.
Елизаветинское Евангелие занимает почётное место в богослужебной жизни собора: оно традиционно читается во время самых торжественных служб — Рождественской и Пасхальной.

Икона нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
В Успенском приделе Князь-Владимирского собора пребывает чтимая икона Нерукотворного Образа Спасителя, перенесенная из домового храма святой равноапостольной царицы Елены, закрытого в советское время.
Икона, переданная в Князь-Владимирский собор в XX веке, стала зримым свидетельством мученического подвига и преемства православной веры в Петербурге.
На ней изображен только лик Христа, что символизирует главенство души над телом.

Перед этим образом совершаются молитвы о сохранении чистой веры, о стойкости в испытаниях, а также о всех тех, кто пострадал за Христа в годы гонений.

Икона святого благоверного великого князя Александра Невского
Образ святого благоверного князя Александра Невского, написанный в 1930 году архидиаконом Александро-Невской лавры священномучеником Серафимом (Вавиловым), является не только иконописным произведением, но и духовным свидетельством времени. Иконография образа напоминает о постигших в годы лихолетья испытаниях: кресты храмов вынесены на тёмный фон рамы, на башнях — красные флаги, символы утраты святыни и торжества безбожия. Всё это окружает образ князя, как знамение времени скорби, в которое и был создан этот святой лик.
Святой князь Александр Невский прославился как великий воин, мудрый государственный деятель и ревностный хранитель православной веры. Он с честью отразил натиск шведских захватчиков на Неве в 1240 году и в 1242 году одержал знаменитую победу над рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера. Помимо ратных подвигов святой князь просиял подвигом веры — смиренно приняв игуменский схимнический чин в конце жизни, он явил пример подлинного служения Богу и Отечеству.

Этот образ Александра Невского — напоминание о духовной стойкости, смирении и верности Богу даже в самые тёмные времена, когда, казалось бы, внешне торжествует зло, но в сердцах верных сильна надежда на Господа.

Икона Божией Матери "Cкоропослушница"
Икона Божией Матери «Скоропослушница» была принесена на российскую землю со Святой горы Афон в 1880-х годах и помещена в часовне на 2-й Рождественской улице Санкт-Петербурга. Во время пожара, случившегося в часовне, икона чудесным образом осталась совершенно невредимой, несмотря на охватившее здание пламя. Это было воспринято верующими как явное знамение Небесного покрова Пречистой Девы.
С 1938 года икона обрела свой новый дом в Князь-Владимирском соборе, где с того времени непрерывно пребывает и почитается как чудотворная. Люди приходят к Пресвятой Богородице в скорбях и болезнях, в жизненных испытаниях и смятениях — и получают утешение и помощь.

Название иконы — «Скоропослушница» — означает Ее благодатную готовность быстро услышать и ответить на молитву, как Мать слышит зов своего чада. Эта особая близость Богородицы к молящемуся сердцу чувствуется в соборе особенно глубоко: регулярно совершается акафист перед Ее честным образом, и немало людей свидетельствуют о дарованной помощи, исцелении и укреплении в вере.

Распятие с предстоящими Божией Матерью и св. апостолом Иоанном Богословом
В Князь-Владимирском соборе с благоговением хранится Крест с предстоящими — Божией Матерью и святым апостолом Иоанном Богословом. Этот образ, установленный в храме в 1894 году, представляет собой традиционное и глубоко символическое иконографическое изображение Распятия Господа Иисуса Христа, при котором присутствуют самые близкие Ему люди — Пречистая Матерь и возлюбленный ученик.
Данный образ являет собой живое выражение любви, скорби и надежды. Божия Матерь предстоит в молитвенном безмолвии, а святой апостол Иоанн — как образ верной ученической любви, стоящей у Креста до конца. Этот сюжет глубоко почитаем в православной традиции как выражение сопереживания страданиям Христовым и молитвенного участия в Тайне спасения.
Перед этим Крестом в нашем соборе возносятся молитвы в дни Великого поста, в дни особой скорби и личных испытаний. Верующие обращаются к Распятому Христу с прошением о прощении грехов, укреплении, мире и утешении, созерцая предстоящих у Креста — как свидетелей совершившегося искупления и как образец любви, верности и преданности Богу.
Икона Серафима Саровского Чудотворца
В нашем храме хранится особый образ — икона преподобного Серафима Саровского, чудотворца всея России, созданная в память о его прославлении. Торжественное чествование святого состоялось летом 1903 года при огромном стечении народа и духовенства. На этом событии, по преданию, присутствовал сам государь Николай II с семьей.
В тот же год, 20 декабря 1903 года, в Князь-Владимирском соборе состоялось торжественное принесение и освящение большого образа преподобного Серафима, написанного талантливым петербургским иконописцем Александром Ивановичем Резцовым. Он был известен как мастер, сочетавший строгость византийского канона с живым, проникновенным духом русского иконописания.
Икона выполнена в житийном стиле — центральный образ преподобного окружен десятью клеймами, из которых девять рассказывают о главных событиях жизни великого старца: его молитвенных подвигах, затворе, нападении разбойников, дивной встрече с Богородицей, и мирной кончине. Десятое клеймо — келейный образ Пресвятой Богородицы, перед которым Серафим совершал ежедневную молитву и получал утешение.

Эта икона являет свидетельство любви русского народа к святому, просиявшему в смирении, тишине и всепрощающей любви. Перед образом преподобного Серафима и сегодня возносятся молитвы о душевном мире, помощи во благих делах и разрешении трудных ситуаций.

Икона собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Эта икона, созданная в конце XVIII века, одновременно с освящением главного алтаря собора в 1789 году, выделяется своей художественной выразительностью и глубиной. В центре композиции — святые Отцы Церкви, окруженные сценой коронования Пресвятой Богородицы в верхней части и изображениями мученицы царицы Александры и св. Агриппины по бокам. В эпоху, когда русская иконопись меняла свою форму, этот образ стал свидетельством перехода к более реалистичному изображению святых. Как писал известный церковный писатель начала XX века Е. Поселянин, «возводить нас к тому лицу, которое написано на иконе, — вот главная задача церковной живописи», и именно эта икона является ярким примером такого подхода, выражая образ трех великих учителей, чьи труды определили догматику и литургику Православной Церкви.

Икона святого мученика Уара
Один из чтимых образов нашего храма — икона священномученика Уара, христианского воина, пострадавшего за веру в начале IV века в Египте. Этот святой особенно почитаем в Православной Церкви как заступник за умерших некрещеными, особенно за младенцев.
Святой Уар принял мученическую кончину во времена гонений при императоре Максимиане. Несмотря на служение в римской армии, он исповедовал Христа и пострадал после того, как отказался участвовать в языческих жертвоприношениях. История его жизни проникнута глубокой верой, состраданием и самоотверженностью.
Перед образом священномученика Уара в нашем соборе возносятся молитвы с прошениями о погибших, о душах, умерших без крещения, и о тех, кто не был приобщен к Церкви, но при этом носил в сердце искренний поиск Бога.