1708-1770. Зарождение духовной жизни История Князь-Владимирского собора берет свое начало в первом десятилетии существования Санкт-Петербурга. Уже в 1708 году, когда город только начал разрастаться на левом берегу Невы, здесь, «на Мокрушах», появилась деревянная церковь святителя Николая Чудотворца — первая на Петроградской стороне. Это было значимое свидетельство того, что вместе с освоением новых земель должно укореняться и духовное начало. К 1713 году деревянный храм уступает место каменному. Начинается строительство Успенской церкви с тремя престолами: центральным Успенским, боковыми Никольским и Предтеченским. Особым событием становится освящение главного престола в 1719 году, на котором присутствует сам император Петр I. Это подчеркнуло значимость храма для новой столицы. Во времена правления императрицы Анны Иоанновны, в 1740 году, начинается новый проект — большой каменный храм в стиле «петровского барокко». Архитекторы Михаил Земцов и Пьетро Трезини разрабатывают проект пятиглавого собора с высоким шпилем, вдохновлённым собором Петропавловской крепости. Фундамент был заложен, но после смены власти в 1741 году проект замораживается, и храм вновь замирает в ожидании своего времени. С 1765 года мечта о новом храме возрождается: за дело берется Антонио Ринальди, признанный мастер зрелого барокко. Под его руководством создается новый архитектурный замысел — величественный храм с пятью куполами, декоративными фронтонами, и тщательно продуманной внутренней символикой. Проект Ринальди воплотил идеи барокко и раннего классицизма: собор с ярусной структурой, строгими формами и высоким центральным объемом. |
1770–1840. Возведение величественного собора К 1772 году были возведены основные стены, но вскоре строительство вновь приостановилось — из-за пожара, уничтожившего деревянный Успенский собор и и повредившего еще недостроенный каменный. Работы возобновились в 1783 году под руководством И. Е. Старова, который переработал оформление фасадов и завершил внутреннюю отделку. В это же время были расписаны своды, установлен иконостас, оформлены три престола. Главный — во имя святого князя Владимира, северный — в честь святителя Николая, южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1 октября 1789 года состоялось великое освящение собора митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Гавриилом. Это событие стало значимым для всего города — в храме впоследствии собирались представители высшего духовенства, петербургской знати, военные и множество прихожан Петроградской стороны. Таким образом, строительство собора продолжалось почти 50 лет. Здание получилось величественным, с массивным куполом, классическими фронтонами, строгими колоннами. Храм стал духовным и визуальным центром Петроградской стороны, возвышаясь над окружающей застройкой. В последующие годы собор начал активно развивать свое служение. В 1790-х гг. в нем появляется обширная библиотека духовной литературы, а при настоятеле протоиерее Михаиле Каменском (1796–1824) открывается училище для детей приходских служащих — предтеча будущих духовных школ. |
1840–1917. Золотой век царской России С 1845 года Князь‑Владимирский собор получает особый статус — становится капитульным храмом Императорского ордена святого Владимира, учрежденного Екатериной II. Над западным входом устанавливается позолоченный знак ордена, а 22 сентября — в день учреждения ордена святого князя Владимира — проходит торжественное архиерейское богослужение с участием кавалеров награды. В 1866–1867 годах Успенский и Никольский приделы были перенесены в боковые нефы, что позволило храму принять еще больше верующих. В 1871–1872 годах Петроградская администрация, по инициативе прихода и архитекторов, построила чугунную ограду с двумя часовнями по проекту Брюлло. Ближе к концу XIX века, в 1882–1886 годах на средства прихожан была возведена часовня святого Александра Невского по проекту Н. Ковригина. Приход активно занимается социальным служением — в 1875–1917 годах при храме действует благотворительное общество, сиротский приют и церковно-приходская школа, где дети обучаются грамоте и ремёслам. В годы Первой мировой войны (1914–1917) собор становится базой лазарета, где ухаживают за ранеными солдатами. Четверть века соборный клир возглавлял известный пастырь протоиерей Василий Иоаннович Полетаев; его в 1912 году сменил последний перед революцией настоятель - протоиерей Леонид Константинович Богоявленский, в последствии подвергшийся гонениям за веру. |
1917–1991. Советский период, испытания и стойкость веры После революции Князь-Владимирский собор разделил судьбу всей Русской Церкви. Уже в 1918 году началась волна изъятий церковных ценностей, которую прихожане и духовенство пытались остановить по мере своих возможностей. Множество святынь было утрачено, но несмотря на это продолжалась богослужебная деятельность. Закрытия собора удалось избежать, но служение продолжалось под пристальным контролем властей с постоянной угрозой ареста священнослужителей. С августа 1919 года настоятелем Князь-Владимирского собора служил ныне прославленный в лике святых протоиерей Михаил Федорович Союзов. 20 мая 1922 года арестован по делу о противодействии советской власти, приговорен к трем годам тюремного заключения, в октябре того же года скончался в тюремной больнице, явив истинный подвиг за веру. Ныне его святые мощи доступны для почитания в нашем соборе. Даже в самые суровые годы сталинских репрессий храм оставался открытым. Его стены были свидетелями молитвы за узников, за погибших на войне, за всех тех, кто нуждался в Божьей помощи. В этот период собор стал пристанищем святынь, вывезенных из закрытых и разрушенных храмов. В 1938 году храму была передана икона Божией Матери «Скоропослушница» из разрушенной часовни на 2-й Рождественской улице, куда в свое время она была принесена со святой горы Афон. Этот образ сохранился в Князь-Владимирском соборе и почитается в настоящее время. В 1940 году сюда была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон города, перенесенная из закрытого Казанского собора. С 1938 по 1941 год собор являлся кафедральным, здесь находилась резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Во время войны и блокады Ленинграда (1941-1945) храм оставался действующим. Несмотря на бомбардировки и постоянную угрозу, богослужения продолжались. Храм стал символом надежды для многих жителей города — сюда приходили молиться, искать утешение, опору и поддержку. После войны Князь-Владимирский собор оказывал гуманитарную помощь выстоявшему городу, участвуя в его восстановлении. В 1947 году в соборе молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), совершивший особый акафист перед Казанской иконой. Его молитва была символом соединения Восточной и Русской Церквей в скорбной памяти о страданиях русского народа. Внутреннее убранство cобора сохранялось, несмотря на скромные возможности: иконы были восстановлены, киоты — заменены, по мере сил осуществлялся ремонт. Продолжалось совершение Таинств: Крещения, Венчания, Исповеди и Божественной Литургии. Многие верующие приезжали из разных концов города, поскольку храм был одним из немногих действующих в Ленинграде. Здесь Таинство Святого Крещения принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
1991- 2025. Возрождение, миссия и полнота церковной жизни С наступлением новой эпохи истории России, наступает рассвет в жизни Князь-Владимирского собора. Начинается подлинное духовное возрождение, возвращается полнота богослужебной жизни, открываются новые возможности для просвещения. При соборе появляется воскресная школа, проходят катехизаторские беседы, начинается миссионерская работа. Храм объединяет и старшее поколение, и молодых людей, впервые находящих путь к Богу. В 2000 году собор получает особый статус — он становится кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии. Это подчеркнуло значение собора как одного из духовных центров Северной столицы. Усилиями настоятеля протоиерея Владимира Устиновича Сорокина (1997-2025) укрепляется приходская жизнь, бережно хранится и восстанавливается память о служителях и верующих Петроградской стороны. Олицетворением этого стало создание на территории собора памятной жанровой скульптуры "Историческое Древо", каждая гроздь которого символизирует служивших в соборе священно- и церковнослужителей. Информация о каждом доступна по ссылке. Особенно значимым событием становится 2015 год — юбилей 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира. К этому времени завершается масштабная реставрация: фасады обретают исторический облик, воссоздаются росписи, обновляются главы и кресты, отреставрирована кровля. Храм сияет, как в XVIII веке, вновь являя петербуржцам свою красоту. В последующие годы Князь-Владимирский собор становится по-настоящему живой церковной общиной. Активно развивается приходская жизнь, молодежное движение, развиваются семейные проекты, осуществляется социальное служение: помощь нуждающимся, сбор гуманитарной помощи. Открываются медиа-каналы — VK, Telegram, трансляции богослужений и значимых событий храма. Приход растет и укрепляется, проводятся занятия для всех желающих, дискуссионные клубы, паломнические поездки, культурные мероприятия. Собор сегодня — не только памятник архитектуры и истории, но и живой корабль Церкви Христовой, кормчим которого является Сам Господь. Здесь, под его величественными сводами, верующие обретают силу, надежду и путь ко спасению. |
1708-1770 Зарождение духовной жизни История Князь-Владимирского собора берет свое начало в первом десятилетии существования Санкт-Петербурга. Уже в 1708 году, когда город только начал разрастаться на левом берегу Невы, здесь, «на Мокрушах», появилась деревянная церковь святителя Николая Чудотворца — первая на Петроградской стороне. Это было значимое свидетельство того, что вместе с освоением новых земель должно укореняться и духовное начало. К 1713 году деревянный храм уступает место каменному. Начинается строительство Успенской церкви с тремя престолами: центральным Успенским, боковыми Никольским и Предтеченским. Особым событием становится освящение главного престола в 1719 году, на котором присутствует сам император Петр I. Это подчеркнуло значимость храма для новой столицы. Во времена правления императрицы Анны Иоанновны, в 1740 году, начинается новый проект — большой каменный храм в стиле «петровского барокко». Архитекторы Михаил Земцов и Пьетро Трезини разрабатывают проект пятиглавого собора с высоким шпилем, вдохновлённым собором Петропавловской крепости. Фундамент был заложен, но после смены власти в 1741 году проект замораживается, и храм вновь замирает в ожидании своего времени. С 1765 года мечта о новом храме возрождается: за дело берется Антонио Ринальди, признанный мастер зрелого барокко. Под его руководством создается новый архитектурный замысел — величественный храм с пятью куполами, декоративными фронтонами, и тщательно продуманной внутренней символикой. Проект Ринальди воплотил идеи барокко и раннего классицизма: собор с ярусной структурой, строгими формами и высоким центральным объемом. |
1770–1840 Возведение величественного собора К 1772 году были возведены основные стены, но вскоре строительство вновь приостановилось — из-за пожара, уничтожившего деревянный Успенский собор и и повредившего еще недостроенный каменный. Работы возобновились в 1783 году под руководством И. Е. Старова, который переработал оформление фасадов и завершил внутреннюю отделку. В это же время были расписаны своды, установлен иконостас, оформлены три престола. Главный — во имя святого князя Владимира, северный — в честь святителя Николая, южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1 октября 1789 года состоялось великое освящение собора митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Гавриилом. Это событие стало значимым для всего города — в храме впоследствии собирались представители высшего духовенства, петербургской знати, военные и множество прихожан Петроградской стороны. Таким образом, строительство собора продолжалось почти 50 лет. Здание получилось величественным, с массивным куполом, классическими фронтонами, строгими колоннами. Храм стал духовным и визуальным центром Петроградской стороны, возвышаясь над окружающей застройкой. В последующие годы собор начал активно развивать свое служение. В 1790-х гг. в нем появляется обширная библиотека духовной литературы, а при настоятеле протоиерее Михаиле Каменском (1796–1824) открывается училище для детей приходских служащих — предтеча будущих духовных школ. |
1840–1917 Золотой век царской России С 1845 года Князь‑Владимирский собор получает особый статус — становится капитульным храмом Императорского ордена святого Владимира, учрежденного Екатериной II. Над западным входом устанавливается позолоченный знак ордена, а 22 сентября — в день учреждения ордена святого князя Владимира — проходит торжественное архиерейское богослужение с участием кавалеров награды. В 1866–1867 годах Успенский и Никольский приделы были перенесены в боковые нефы, что позволило храму принять еще больше верующих. В 1871–1872 годах Петроградская администрация, по инициативе прихода и архитекторов, построила чугунную ограду с двумя часовнями по проекту Брюлло. Ближе к концу XIX века, в 1882–1886 годах на средства прихожан была возведена часовня святого Александра Невского по проекту Н. Ковригина. Приход активно занимается социальным служением — в 1875–1917 годах при храме действует благотворительное общество, сиротский приют и церковно-приходская школа, где дети обучаются грамоте и ремёслам. В годы Первой мировой войны (1914–1917) собор становится базой лазарета, где ухаживают за ранеными солдатами. Четверть века соборный клир возглавлял известный пастырь протоиерей Василий Иоаннович Полетаев; его в 1912 году сменил последний перед революцией настоятель - протоиерей Леонид Константинович Богоявленский, в последствии подвергшийся гонениям за веру. |
1917–1991 Советский период, испытания и стойкость веры После революции Князь-Владимирский собор разделил судьбу всей Русской Церкви. Уже в 1918 году началась волна изъятий церковных ценностей, которую прихожане и духовенство пытались остановить по мере своих возможностей. Множество святынь было утрачено, но несмотря на это продолжалась богослужебная деятельность. Закрытия собора удалось избежать, но служение продолжалось под пристальным контролем властей с постоянной угрозой ареста священнослужителей. С августа 1919 года настоятелем Князь-Владимирского собора служил ныне прославленный в лике святых протоиерей Михаил Федорович Союзов. 20 мая 1922 года арестован по делу о противодействии советской власти, приговорен к трем годам тюремного заключения, в октябре того же года скончался в тюремной больнице, явив истинный подвиг за веру. Ныне его святые мощи доступны для почитания в нашем соборе. Даже в самые суровые годы сталинских репрессий храм оставался открытым. Его стены были свидетелями молитвы за узников, за погибших на войне, за всех тех, кто нуждался в Божьей помощи. В этот период собор стал пристанищем святынь, вывезенных из закрытых и разрушенных храмов. В 1938 году храму была передана икона Божией Матери «Скоропослушница» из разрушенной часовни на 2-й Рождественской улице, куда в свое время она была принесена со святой горы Афон. Этот образ сохранился в Князь-Владимирском соборе и почитается в настоящее время. В 1940 году сюда была перенесена чудотворная Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон города, перенесенная из закрытого Казанского собора. С 1938 по 1941 год собор являлся кафедральным, здесь находилась резиденция митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). Во время войны и блокады Ленинграда (1941-1945) храм оставался действующим. Несмотря на бомбардировки и постоянную угрозу, богослужения продолжались. Храм стал символом надежды для многих жителей города — сюда приходили молиться, искать утешение, опору и поддержку. После войны Князь-Владимирский собор оказывал гуманитарную помощь выстоявшему городу, участвуя в его восстановлении. В 1947 году в соборе молился митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), совершивший особый акафист перед Казанской иконой. Его молитва была символом соединения Восточной и Русской Церквей в скорбной памяти о страданиях русского народа. Внутреннее убранство cобора сохранялось, несмотря на скромные возможности: иконы были восстановлены, киоты — заменены, по мере сил осуществлялся ремонт. Продолжалось совершение Таинств: Крещения, Венчания, Исповеди и Божественной Литургии. Многие верующие приезжали из разных концов города, поскольку храм был одним из немногих действующих в Ленинграде. Здесь Таинство Святого Крещения принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. |
1991- 2025 Возрождение, миссия и полнота церковной жизни С наступлением новой эпохи истории России, наступает рассвет в жизни Князь-Владимирского собора. Начинается подлинное духовное возрождение, возвращается полнота богослужебной жизни, открываются новые возможности для просвещения. При соборе появляется воскресная школа, проходят катехизаторские беседы, начинается миссионерская работа. Храм объединяет и старшее поколение, и молодых людей, впервые находящих путь к Богу. В 2000 году собор получает особый статус — он становится кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии. Это подчеркнуло значение собора как одного из духовных центров Северной столицы. Усилиями настоятеля протоиерея Владимира Устиновича Сорокина (1997-2025) укрепляется приходская жизнь, бережно хранится и восстанавливается память о служителях и верующих Петроградской стороны. Олицетворением этого стало создание на территории собора памятной жанровой скульптуры "Историческое Древо", каждая гроздь которого символизирует служивших в соборе священно- и церковнослужителей. Информация о каждом доступна по ссылке. Особенно значимым событием становится 2015 год — юбилей 1000-летия со дня преставления святого князя Владимира. К этому времени завершается масштабная реставрация: фасады обретают исторический облик, воссоздаются росписи, обновляются главы и кресты, отреставрирована кровля. Храм сияет, как в XVIII веке, вновь являя петербуржцам свою красоту. В последующие годы Князь-Владимирский собор становится по-настоящему живой церковной общиной. Активно развивается приходская жизнь, молодежное движение, развиваются семейные проекты, осуществляется социальное служение: помощь нуждающимся, сбор гуманитарной помощи. Открываются медиа-каналы — VK, Telegram, трансляции богослужений и значимых событий храма. Приход растет и укрепляется, проводятся занятия для всех желающих, дискуссионные клубы, паломнические поездки, культурные мероприятия. Собор сегодня — не только памятник архитектуры и истории, но и живой корабль Церкви Христовой, кормчим которого является Сам Господь. Здесь, под его величественными сводами, верующие обретают силу, надежду и путь ко спасению. |